Эффективное использование короткого льноволокна в выпуске технического текстиля сдерживает несоответствие качества сырья и возможностей перерабатывающего оборудования.
История производства льна в России знает много примеров вмешательства в естественный и гармоничный процесс развития отрасли со стороны сильных мира сего. Не всегда это вмешательство благотворно сказывалось на её состоянии. Так, ориентация льняной отрасли в Советском Союзе начиная с середины ХХ века на выпуск технических тканей и строительной пакли, обернулась для неё в середине 90-х огромными потерями. Эти последствия ощущаются и в настоящее время.
Дело в том, что существует две технологии уборки льна. Разница между ними в том, что при одной теребление льна ведётся одновременно с очёсыванием семян, а при другой - раздельной уборке- теребление ведётся на 10-15 дней раньше, и головки остаются на стебле дозревать. После чего ведётся очёсывание головок с одновременным переворачиванием ленты льна. Преимущества последней технологии очевидны, особенно в наших сибирских условиях: это и высокое качество волокна, и оптимальные сроки уборки, и высокое качество семян. Но убираем мы, точнее вынуждены убирать, по технологии с очёсыванием, так как для раздельной уборки нет специализированной техники, да её никогда не было. К чему высокое качество волокна для технических и паковочных тканей? Вот и выходила из наших НИИ и машиностроительных предприятий сельхозтехника, не позволяющая получать льноволокно высокого качества. Правда, в последние два-три года некоторые российские заводы стали выпускать опытные образцы очёсывателей-оборачивателей, но их ещё необходимо дорабатывать и дорабатывать.
Да и резон есть. Потеряв традиционные сырьевые рынки хлопка в Средней Азии, наша текстильная промышленность обратила внимание на производителей льна. Вот настоящая альтернатива хлопку по мировым ценам в твёрдой валюте. Быстро перестроив свою технологии, текстильщики стали в больших объёмах покупать льноволокно высоких номеров по очень выгодным для льнопроизводителей ценам. Хочу отметить, что до сих пор рынок длинного льноволокна достаточно стабилен и по ценам, и по объёмам, которые даже имеют долгосрочную тенденцию к росту. Ощутив спрос и поняв доходность в льноводстве, сельское хозяйство моментально отреагировало и буквально за 2-3 года увеличило посевные площади льна в несколько раз. К нашему огромному сожалению, экстенсивный путь развития льноводства значительно сказался на качестве сырья. И основной причиной этому стала всё та же совместная технология уборки.
Объёмы увеличились, а технические возможности хозяйств остались на прежнем уровне. Компенсировать их ручным трудом при таких объёмах посевных стало нереально, вот и повезли на льнозаводы сырьё, которое в хорошие годы сжигали прямо на поле. Выход длинного волокна из этого сырья невысокий, доходы от его реализации только-только покрывают наши затраты и позволяют содержать оборудование в рабочем состоянии. Но у нас есть большие неиспользованные резервы. Это так называемые отходы трепания - короткое льноволокно, которое осталось после производства длинного. Его обычно бывает в 2-3 раза и с ним тоже надо что-то делать.
Самое простое — производить строительную паклю, но она не нужна в таких огромных количествах даже у нас в Сибири. Чтобы наладить её реализацию, нам потребовалось разработать новую технологию производства этого древнейшего строительного материала и утеплителя. С её помощью мы перенесли процесс раскладки пакли со стройки в цех по её производству. Строителю остаётся только раскатать готовый слой пакли по брусу или бревну и аккуратно отрезать ножницами.
Другое, более интересное применение короткого льноволокна возможно для производства смесовых с хлопком и шерстью тканей, тканей технического назначения и нетканых материалов. Но здесь мы сталкиваемся с другим наследием. Существующее практически на всех заводах оборудование, произведённое 20-30 лет назад, не позволяет получить короткое волокно с соответствующей ГОСТу засоренностью (19%). Обычно она составляет 30-40%. Для дополнительной очистки нужны специальные грубочесальные машины. К сожалению, размеры, производительность и стоимость существующей машины настолько несоизмеримы с производительностью одноагрегатных льнозаводов, что, даже запустив её на заводе, мы сможем работать на ней 2-3 дня в месяц, а срок её окупаемости составит 7-10 лет.
Как правило, эти машины стоят на крупных комбинатах, куда поставляют свою продукцию десятки таких заводов, как наш. Хорошо, если комбинат у Вас под боком, а если за 600 км? Тогда затраты на доставку продукции на комбинат составят 30-35% её стоимости. Посчитав всю себестоимость, начиная от поля до комбината, мы пришли к выводу, что производство короткого льноволокна для комбинатов с повышенным уровнем закостренности - убыточно.
Вот и получается, что, выпуская длинное льноволокно, можно выжить, но не развиваться, рынок строительной пакли имеет сезонный характер и недостаточно широк, а производство короткого волокна убыточно в основном из-за низкого качества, которое нельзя повысить на существующем оборудовании. Надо что-то делать!
КУЗЬМИН Олег Анатольевич
(генеральный директор ОАО «Льнозавод Кыштовский» (Новосибирская обл.)